На фоне сокращения добычи нефти и газа на суше компании по всему миру начинают работу на морских участках со сложными геологическими и климатическими условиями. В России крупнейшим недропользователем на шельфе является "Роснефть" вместе с ООО "Арктический научный центр" и ФГБУ "Арктический и антарктический научно-исследовательский институт" апробировала уникальную технологию изменения траектории дрейфа айсбергов. Специалисты отбуксировали айсберг массой свыше 1 млн тонн. Это не только первый опыт в российской Арктике, но и значимое событие в мировой практике. В море были отработаны учебные сценарии "айсберг-платформа" -- движение айсберга к условной платформе и изменение траектории его дрейфа с помощью ледокола. Экспедиция провела 18 экспериментов по буксировке айсбергов разных форм и размеров в различных погодных условиях. А ледокол "Капитан Драницин" отбуксировал айсберги с разворотом направления движения на 90 и 180 градусов относительно их первоначальной траектории. Также была проведена операция по одновременной буксировке двух айсбергов. "Полученный опыт позволит в будущем обезопасить объекты морской инфраструктуры от взаимодействия с айсбергами при ведении промышленной деятельности на арктическом шельфе",-- отмечают в компании. Помимо этого ученые, считывая данные с 13 притопленных автономных буйковых станций, получили уникальные результаты измерения волнения моря в течение года, а также данные об осадках ледяных образований и о течениях. В целом в ходе экспедиции "Кара-лето`2016" была выполнена профилактика семи ранее установленных автоматических метеостанций и шести широкополосных сейсмических станций, а также установлена одна новая метеостанция -- на побережье Хатангского залива. Именно там в рамках летней экспедиции было начато строительство первой научно-проектной базы "Роснефти", с которой будет выполняться круглогодичный мониторинг природно-климатических условий, а в зимний период будут проведены ледоисследовательские работы в юго-западной части моря Лаптевых. База станет научным форпостом компании в Арктическом регионе для разработки и апробирования новых технологий, технических средств и материалов, которые могут использоваться в суровых климатических условиях, а также для проведения геофизических работ и наблюдения за животными. "Изучению популяций белого медведя и моржа, а также мониторингу морских млекопитающих и птиц было уделено особое внимание в ходе экспедиции. Все проведенные исследования выполнены с учетом повышенных требований к промышленной и экологической безопасности",-- отметили в компании. Ведь именно животный мир иногда преподносит сюрпризы полярникам. Недавно десять белых медведей парализовали работу метеостанции на острове Тройной в Карском море. Сотрудники Северного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ не могли отходить от здания и снимать показания приборов метеостанции. В безледовый период (июнь--октябрь) на арктических островах и материковом побережье наблюдается относительно высокая концентрация белых медведей, так как хищники, не ушедшие за льдом, вынуждены находить себе еду на суше. В это время в акватории Карского моря находилось научно-экспедиционное судно "Академик Трешников". Руководители экспедиции решили помочь блокированным на станции метеорологам. "Одна из задач экспедиции -- проведение исследований белого медведя по заказу Арктического научного центра",-- поясняют в "Роснефти". И животные сами предоставили ученым возможность понаблюдать за своей жизнью. 14 сентября на остров Тройной вертолет доставил участников экспедиции -- ведущих специалистов по изучению белых медведей. Наиболее активных животных отпугнул от станции вертолет. Сотрудники "Роснефти" передали на метеостанцию средства индивидуальной защиты для безопасного отпугивания животных, а также провели для ее работников инструктаж по технике безопасности при контакте с белым медведем. Экспедиция "Кара-лето`2016" перевыполнила поставленные задачи, но главное, доказала на практике, что ледовой обстановкой можно управлять. А это принципиально меняет подходы к обеспечению безопасности морских платформ и сооружений в Арктике. Ольга Иванова
|