Керосин из газа, угля или биомассы - с помощью такого искусственного горючего ВВС США планируют в будущем снизить зависимость от нефти и, кроме того, сэкономить
Сенсационный тестовый полет: в четверг в Калифорнии на базе Edwards ВВС США бомбардировщик дальнего действия B-52 будет подавать 200 тыс. литров керосина через свои 8 двигательных установок. При этом речь идет не об обычном топливе. После старта бомбардировщика две его турбины будут сжигать не только классическое горючее для самолетов, а впервые - синтетический керосин. Это новое топливо произведено из угля, природного газа и биомассы и должно снизить в будущем зависимость американских вооруженных сил от нефти. При нынешней цене на нефть в 65 долларов за баррель синтетическое топливо становится привлекательной с экономической точки зрения альтернативой.
"Мы подвергли это топливо тщательному анализу и протестировали его на земле, - говорит Билл Харрисон, руководитель исследований при ВВС США на базе Wright-Patterson в Огайо. - Оно практически идентично обычному горючему, только намного чище". Эти слова приходятся по душе производителю синтетического авиатоплива, компании Syntroleum. Ведь горючее производится на опытном перерабатывающем заводе Syntroleum в Оклахоме, чья стоимость составляет около 70 млн долларов. Здесь не занимаются переработкой сырой нефти в горючее, а сжижают газ.
Основа технологии была разработана в Германии
Основа этой технологии - метод Фишера-Тропша - была разработана в Германии. В 1925 году Франц Фишер и Ханс Тропш получили патент на метод, с помощью которого в вермахте из угля делалось топливо. Так называемый синтетический газ из угля или природного газа расщепляется при подаче воздуха и пара при температуре свыше 1 тыс. градусов Цельсия на водород, углерод и азот. Вследствие этого, а также благодаря кобальтовому катализатору, частицы углерода могут объединяться в реакторе в длинные цепочки. Полученная таким образом жидкость может быть превращена в результате обычного процесса переработки по желанию в дизельное топливо, в горючее для самолетов или в дистиллят нефти.
Во всем мире такая технология по гидрогенизации угля получает все большее распространение. Только в одном Китае в ближайшие годы в строительство установок для гидрогенизации угля планируется инвестировать 15 млрд долларов. А концерн Siemens приобрел недавно для своих электростанций ноу-хау в области гидрогенизации угля швейцарской компании Sustec. Для дальнейшего совершенствования технологии концерн планирует строительство крупного предприятия по газификации угля в долине реки Шпрее в Саксонии с общей мощностью свыше 1 тыс. мегаватт.
Но завод компании Syntroleum по сравнению с другими подобными предприятиями имеет одно большое преимущество. Для синтеза горючего теперь не требуется реактивного кислородного соединения озона, теперь достаточно простого кислорода из воздуха, утверждает Дж. Холмс, президент Syntroleum. Таким образом, теперь можно эффективно использовать не только угольные резервы, но и большое количество природного газа, которое раньше либо сжигалось, либо возвращалось обратно в землю. Этот малоиспользуемый прежде источник энергии составляет около 85 триллионов кубометров газа. Из этого объема можно произвести до нескольких миллиардов баррелей синтетического топлива - больше, чем из нефтяных ресурсов Саудовской Аравии.
Syntroleum должна поторопиться
Прежде чем ВВС США начнут с 2016 года получать половину используемого самолетного горючего из таких альтернативных источников, цены на него должны опуститься. Около 5 долларов платят военные за каждый из 350 тыс. литров синтетического горючего. Это в 10 раз больше, чем за обычное горючее. По мнению Холмса, снижение цен до конкурентоспособных стоит ожидать только после строительства крупного перерабатывающего завода, стоимость которого составит около 1,2 млрд долларов. "Но каждый хочет быть тем вторым, кто разместит заказ на строительство такой установки". Другими словами: каждый боится рисковать и выступать подопытным кроликом.
И поэтому Syntroleum должна поторопиться: у компании осталось еще около 47 млн долларов после последнего IPO. Ежегодно компания тратит около 25 млн долларов на развитие технологий. "Если к концу 2007 года мы не заключим договор на строительство электростанции Фишера-Тропша, наши дни сочтены", - говорит один из менеджеров Syntroleum, Кен Робертс. Неудача при тестовом полете в четверг также может стать фатальной.
"Скорее всего, двигатели не доставят проблем", - утверждает Одило Мюлинг, пресс-секретарь компании по производству двигателей MTU. Поскольку тестовый полет является всегда самым дорогим и последним шагом, многочисленные симуляции и пробные запуски на тестовых стендах на земле не оставляют места неприятным сюрпризам.
Сама компания MTU пока не выпускает двигателей для синтетического горючего. Однако, по словам Мюлинга, технику можно легко приспособить под это альтернативное самолетное топливо. По крайней мере, одна рабочая группа не упускает из виду это развитие, а также тестовый полет в Калифорнии. Наряду с синтетическим керосином из газа, угля или биомассы эта рабочая группа раздумывает над созданием двигателя для пассажирских самолетов, в которых можно было бы использовать напрямую водород. "Если будет спрос на рынке, то мы начнем производство такой техники", - говорит Мюлинг.
|