Главная » 2019»Февраль»13 » В "родную гавань": Россия выводит Северный морской путь из офшоров
04:49
В "родную гавань": Россия выводит Северный морской путь из офшоров
Запрет иностранных танкеров на Северном морском пути для перевозки добытых в Арктике энергоносителей даст двоякий эффект. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
Минпромторг меняет правила перевозок по Севморпути" data-author="Assianir" data-owner="wikipedia.org" В "родную гавань": Россия выводит Северный морской путь из офшоров ">
"Закон Минпромторга конкретизирован в настоящее время не столько на судах именно российского производства, сколько на судах, ходящих под российским флагом. Не секрет, что многие российские предприниматели довольно часто регистрируют танкеры и другие плавсредства в странах зарубежья, платя там же налоги.
Инициатива Минпромторга будет иметь двоякие последствия. С одной стороны, это поддержка отечественного судостроения – точнее, судоверфи "Звезда", которая сейчас строится на Дальнем Востоке. Вполне логично, что по эксклюзивному морскому пути России нефтепродукты РФ будут перевозиться судами, платящими в нашей стране налоги. Иностранные перевозчики будут вынуждены или уйти под российский флаг, или покинуть этот рынок. Российские судовладельцы уйдут из офшоров. В целом инициатива нужная и полезная, но есть "шероховатости", - отмечает специалист.
Готовящийся Минпромторгом законопроект, согласованный Минтрансом и Минэнерго, призван запретить перевозку по Северному морскому пути (СМП) нефти, газа и угля, добытых в российской Арктике, на судах иностранного производства. Об этом пишет "Ъ". По данным издания, требование планируется распространить также для ледокольной и лоцманской проводки, каботажа и морских ресурсных исследований на шельфе. Возможно, они коснутся также фрахта и аренды судов. Другими словами, с 2019 года на Севморпути не останется танкеров под иностранным флагом, а в перспективе все они будут произведены в РФ.
"По стране производства есть существенные сложности – в России пока не производят суда определенного типа, а именно крупногабаритные. С 1990-х годов судостроение РФ существенно деградировало. Впрочем, такой процесс показали многие некогда высокоиндустриальные страны – например, Германия. И сегодня танкеры производит в основном Южная Корея.
Законопроект Минпромторга в первую очередь затронет российские добывающие компании – структуры "Газпрома" и "Роснефти", а также "Лукойл" и "НОВАТЭК". Им придется брать кредиты у банков для перевозки нефтепродуктов с учетом новой логистики, и здесь могут возникнуть проблемы. Банки охотно выдают кредиты, если речь идет об использовании в качестве посредников для перевозок компаний с мировым именем, с которыми кредитные организации уже привычно работают. В случае с "Севкомфлотом" же у кредитных учреждений могут возникнуть вопросы. Однако они не из разряда нерешаемых", - подчеркивает эксперт.
В "родную гавань"
Проект Минпромторга стал развитием инициативы по обязательному использованию российского флага на Севморпути поправки к кодексу торгового мореплавания были приняты в конце 2017 года. Требование распространяется на транспортировку до первого пункта выгрузки или перегрузки за пределами СМП. Исключения возможны: если стоимость техники превышает 1 млрд рублей, вопрос будет решать подкомиссия по импортозамещению во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным.
Перевозчики по Арктике должны уйти под российскую юрисдикцию" data-author="JoachimKohlerBremen / CC BY-SA 4.0" data-owner="wikipedia.org" В "родную гавань": Россия выводит Северный морской путь из офшоров ">
Судостроительный комплекс "Звезда" строится в Большом Камне Приморского края – на ее возведение "Роснефть" получила 60 млрд рублей. При этом еще несуществующая суперверфь уже получает крупные заказы на строительство судов. Запуск завода фактически локализует производство крупной морской техники на Дальнем Востоке. Представленный Минпромторгом законопроект в ближайшее время будет рассмотрен правительством и в случае утверждения направлен в Госдуму.
"Возможно, у добывающих компаний возникнут на первом этапе сложности с переходом на новую логистику – в первую очередь это качается проектов по добыче сжиженного природного газа "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ". И, конечно, компании сейчас заявят о "непреодолимых трудностях", преувеличив возможный негативный эффект для получения преференций.
Добывающим компаниям при строительстве танкеров для своих нужд опять-таки придется привлекать банковские инвестиции – суммы заказов будут немалыми. И здесь тоже существует нюанс: одно дело, когда банки выдают кредит под строительства судна для крупных международных перевозок, но в условиях санкций выделять российским компаниям деньги под российское же судостроение решится не каждый потенциальный кредитор.
Но все эти препятствия несущественные, а вопросы решаемы. Если законопроект примут и его пункты будут неукоснительно соблюдаться, российские компании довольно быстро адаптируются к новым правилам игры. И переведут перевозки под российский флаг, что принесет экономике и промышленности РФ немало пользы", - заключает Станислав Митрахович.