Многие американские автотранспортные компании начинают отказываться от дизельного топлива и переходят на использование большегрузных автомобилей, работающих на газе, поскольку, по мнению руководителей таких предприятий, это позволит им сократить издержки, увеличивающиеся в связи с подорожанием «классического» топлива.
В связи со «сланцевым бумом», который наблюдается в настоящее время в США, тенденция становится все более заметной: по отраслевым прогнозам, около 5% всех большегрузных автомобилей, которые реализуют в 2014 году, будут работать на газе. Пока этот показатель еще не очень велик – всего-то 1%, но в течение последующих пяти лет примерно 30% американских грузовиков могут перейти на газ, считает Айк Браун — руководитель логистической и транспортной компании NFI Intermodal, владеющей более 2 тыс трейлеров.
Новая тенденция возникла в связи с радикальным снижением цен на газ на внутреннем рынке. Стоимость 1 литра сжатого природного газа составляет примерно 0,63 доллара, тогда как 1 литр дизельного топлива стоит 1,02 доллара.
Научный прогресс тоже не стоит на месте. Если еще совсем недавно мощные и тяжелые автомобили газовые двигатели не могли обслуживать, то теперь ситуация быстро меняется – «движки», работающие на газе, хорошо «тянут» большегрузные авто весом до 36 тонн. Летом этого года поступил в продажу первый 12-литровый газовый двигатель компании Cummis Westport. А в 2014 году Volvo представит газовый двигатель для своих грузовиков, который обещает быть не менее мощным, скорее, наоборот.
Многие коммерческие компании уже предпочитают приобретать грузовики, работающие на газе. Так, примерно половина всех приобретаемых в США мусоровозов работает на природном газе. Двигатели на этих машинах, конечно, не такие мощные, как на большегрузных, но тоже хорошо «тянущие» — достаточно продуктивные 8,9-литровые двигатели появились на автомобильном рынке несколько лет назад. Например, крупнейшая американская мусороуборочная компания Waste Management теперь использует на газе примерно 15% своих машин, а их у нее немало — около 22 тыс единиц. В планах компании в будущем приобрести до 90% автомобилей, которые будут работать на природном газе. Маркетинговые исследования показываю, что использование таких «железных коней» позволит сэкономить от 15 до 20 тыс долларов в год на каждый автомобиль.
«Было бы слишком рискованно переходить на природный газ, если бы мы думали, что дизель будет стоить дешевле, — отмечает гендиректор Waste Management Дэвид Стайнер. — Но, насколько мы видим, цены на газ останутся более низкими по сравнению с ценами на дизель».
Одна из самых больших в настоящий момент проблем для использования авто с газовыми двигателями – наличие небольшого количества заправочных газовых станций. Плюс несколько больше времени уходит на заправку. Но, по мнению многих аналитиков рынка, пройдет не так уж и много времени, когда будет создана соответствующая инфраструктура. В США уже чуть ли не массово начинают строиться газозаправки.
Другая проблема – это цена грузовиков, работающих на газе. Пока они стоят на 35-50 тыс долларов больше, чем дизельные, цена на которые в среднем варьируется в пределах 120 тыс долларов. Да и в обслуживании они еще, мягко говоря, дороговаты: большой топливный бак состоит из углеродного волокна, помогающего хранить сжатый или сжиженный газ – если в какой-то компании много грузовиков, то их содержание «влетит в копеечку», то бишь американскую «копеечку». В общем, пока дорого, но не за горами то время, когда ситуация в корне поменяется.
И что еще важно – дизельные двигатели, равно как и двигатели внутреннего сгорания, не так уж и трудно переоборудовать для работы на газе: принцип функционирования у тех и у других примерно одинаковый, потребуются лишь некоторые модификации, поскольку отсутствуют выделения смазки самим топливом.
Двигатели внутреннего сгорания и дизели относительно легко могут быть переведены на газ. Принцип работы тот же самый, однако, требует некоторых модификаций из-за отсутствия выделения смазки самим топливом.
На самом деле проблем, связанных с масштабным внедрением газовых авто в нашу жизнь, достаточно много – пока так и непонятно, какие технологические платформы получат развитие, как будет развиваться инфраструктура заправок. Но все эти проблемы в конце концов решаемы, потому что в США предпочитают жить по принципу: есть спрос – будет и предложение. А спрос на газ там только растет, причем цена на «голубое топливо» из-за выросшего предложения сильно не меняется. Ведь нужно же куда-то девать то, что добывается в родных пенатах. Это мы опять… про сланцевый газ.
|